Семитский пантеон
ВААЛ

Ваал (или Баал) - библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению слово это означает "господин", "владыка" и соответствует обычному названию Бога у евреев. Последние с незапамятных времен провели, однако, резкую разграничительную черту между своим Богом и В., причем термин В., употребляясь у них в обыденной речи в смысле господина, никогда не прилагался ими к своему Богу, а служил синонимом самого низменного идолопоклонства.


Главным местопребыванием широко распространенного по всей Западной Азии культа В., проникшего чрез финикиян и карфагенян далеко на Запад, была Финикия, в свою очередь заимствовавшая его из Вавилонии, где В. известен был под именем Бэла. Вследствие своего месопотамского происхождения, В. повсюду сохранял на себе печать сабеизма и, как "владыка" богов, соответствовал главному небесному светилу - солнцу, источнику всякой жизни на земле.


Отсюда в мифологии языческих семитов он является олицетворением мужской производительной силы и действует чрез свою жену, Астарту, представлявшую пассивную или воспринимающую силу природы. Такому представлению вполне соответствовал и религиозный культ В., который состоял в дико разнузданном сладострастии, искавшем искусственных возбуждений. В этом отношении культ В.

совершенно совпадал с культом Астарты, так как служение ей было вместе с тем служением и Ваалу, ее оплодотворителю. Внешним символом его постоянно служил phallus, в виде колонны с усеченной вершиной. При капищах В. жили так называемые кедешимы и кедешомы, священные блудники и блудницы, которые обрекали себя на служение капищу посредством зарабатывания денег своим блудодейством. Понятно, какое глубоко развращающее влияние должен был иметь такой культ.

Память об этом развращении увековечена была для сознания евреев в сказании о городах Содоме и

Гоморре, где культ В. принес особенно горькие плоды. Но, несмотря ни на эту поучительную историю, ни на запрещение иметь какое-либо общение с служителями В., ни на грозно пламенные речи пророков, изобличавших гнусность культа В., он всегда имел для евреев непреодолимое обаяние, и вся библейская история, начиная со времени поселения избранного народа в Палестине, представляет собою историю увлечений этим культом. "Оставили сыны Израилевы своего Господа и стали служить В., делая злое пред Господом" - таково много раз повторяющееся свидетельство библейских историков.


Ваал (Баал, Бел; Баэль, Ваэль) - Могущественный демон, известный в древности как

финикийское и западносемитское божество. Его имя переводится с общесемитского как

«хозяин», «владыка», «господин» – этим прозвищем называли многих богов отдельных

местностей (зачастую прибавляя к титулу и название местности – напр., Ваал-Гал, Ваал-

Пеор – или сферу его «владения»: Ваал-Хаддад – бог бури, Ваал-Шамем – бог солнца и

др.). Ваала почитали в Сирии, Палестине, Угарите, Финикие, Ханаане, Карфагене,

Вавилоне и др. Он считался сыном Дагона и мужем Астарты. Известны его изображения в

облике быка (символ плодородия) или воина, поражающего землю копьем. Священное

дерево Ваала – кедр.


Местом его обитания считалась гора Цафон (совр. Джебель ал-Акра), фактически

Ваала рассматривали как властелина вселенной. В Египте он отождествлялся с Сетом, в

эпоху эллинизма – с Зевсом. Сохранились свидетельства о распространении культа Ваала

не только на Северную Африку, но в более поздние времена даже на всю Европу, включая

Скандинавию и Британские острова. До нашего времени в Ирландии и Уэльсе

сохранились обряды, напоминающие древнее поклонение Ваалу.

Он отождествляется с кельтским богом солнца Веленом или Велином (Belus, Belenus,

Belinus), а также с Вельтаном – кельтским праздником поклонения огню 1 мая.

Идолослужение Ваалу было главным и притом обычным грехом древних евреев.

Ваалу, как и Молоху, приносились человеческие жертвы («И устроили высоты Ваалу,

чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу», Иерем. 19, 5). Служение

ему сопровождалось большой пышностью и торжественностью. Пророк Илия, а вслед за

ним и другие пророки, горячо выступали против приверженцев этого идола (3 Цар. 18).

В адской иерархии из «De Praestigius Daemonum» И.Виера Ваал числится среди

министров преисподней, он – Главнокомандующий Адских армий, Главный Крест Ордена

Мухи.


Подавляющее большинство демонологов отождествляет Ваала с Баэлем – первым

духом списка «Lemegeton» и «Pseudomomarchia Daemonum» И.Виера. Согласно

«Lemegeton», Баэль – «первый главный дух - король, правящий на Востоке… Он

появляется в различных формах, иногда подобно коту, иногда подобно жабе, иногда

подобно человеку, а иногда во всех этих формах сразу» (И.Виер, считает что Баэль

появляется с тремя головами – кота, жабы [вариант - краба] и человека в короне; в более

поздних описаниях к этому добавилось плоское жирное тело и множество паучьих ног,

растущих во все стороны). Разговаривает хриплым голосом. Наделяет людей

невидимостью (и мудростью, согласно И.Виеру). Управляет 66 легионами адских духов.

Его символ, приведенный в трактате, должен быть надет в виде металлической пластины

(Lamen) на том, кто вызывает его, иначе он не проявит должного уважения.

Согласно «Grand Grimoire», Баэль – один из трех главных духов, находящихся в

услужении у премьер-министра Ада Люцифуга Рофокаля.


В поздней каббале (напр., у МакГрегора Маттерса, Папюса и др.) Ваал (Ваал Ханан – Baal

Chanan) – 7-й из 10-ти архидемонов (злых элементалов), дух вероломства, безжалостный и

коварный. Современные оккультисты связывают его с силами разрушения, ненависти,

мести, войны. В «Заклинании семи» (д-р Папюс) одна из строк гласит: «In nomine Adonai

per Gabriel vade retro Baal!» («Во имя Адонаи, через Гавриила, изыди Ваал!»).


Монеты Киликии, чеканившиеся в различных местах Тарсоса, начиная с 5 в. д.н.э.,

великолепно иллюстрируют выдающееся положение финикийско - ханаанского бога Баала.

Несмотря на то, что Баал занимал на первое место в ханаанском пантеоне, большое

количество монет, найденных на землях, граничивших с древним Угаритом, свидетельствует

о его редкой популярности в этом районе.


Все изображения бога можно свести к единому описанию - на теле приспущенная,

опоясанная тога, на голове - рогатый шлем, в правой руке - дубинка, и длинное копье в левой

руке. Эти элементы могут варьироваться (например копье может переходить в правую руку и

т.д.), но являются основными характеристиками. Хотя нигде на монетах не видно горы,

подразумевается, что Баал сидит на престоле на горе Цафон, что подтверждается текстами из

Ras Shamra. В более поздних версиях изображений, в руках Баала появляются ячменные

колосья и виноградные кисти. Такие монеты доходят до нас от времени сатрапов Датамеса

(378-362 гг.д.н.э.), Мазаиоса (361 - 334 гг. д.н.э.) и Араземеса (334- 333 гг.д.г.э.), и тогда же к

правой руке добавляется орел. В таком виде монеты дошли до времени Александра

Македонского, и продолжали чеканиться при его ставленнике, Балакросе. Все эти символы

могут иллюстрировать причастность Баала к культу умирающего - воскресающего бога, или

символизировать собой изобилие киликийских равнин. Подобные же символы можно видеть

на монетах гг. Солой и Иссос, что либо подтверждает распространенность культа Баала

(даже без его персонифицированного изображения), либо говорит в пользу общепринятого

символа местного изобилия.


Большинство типов чеканки можно классифицировать по трем типам реверса (оборотной

стороны монеты) - в двух вариантах лев нападает на быка ( с малыми различиями), в третьем

- на оленя. Во всех случаях справа от Баала можно видеть надпись "Baal Tarz", часто над

нападающим львом находится надпись по арамейски - "Mazdai".


В варианте с оленем, Баал держит копье, увенчанное лотосом, а на дубинке висит связка

колосьев и плодов винограда, в то время как в изображении с быком, на дубинке, помимо

всего, сидит орел. Также отличия могут быть в повороте туловища влево или вправо,

расположении связок растений и т.д.


Вообще наличие сидящих фигур на киликийских монетах - Баала, Афродиты или Афины -

является отличительной чертой региона. Стилистическое влияние чувствуется в

изображениях фигур, чеканившихся в Нагидосе и Афродисиасе, где виден характерный

поворот фигуры, прорисовка частей тела, особенно ног, и оружия. Помимо двух

вышеперечисленных богинь, из греческого пантеона в Тарсосе чеканились изображения

только Геры, Геракла и Деметры, при подавляющем доминировании образа Баала.

Подобного не наблюдается ни в одном городе округи, из можно сделать вывод, что Тарсос

был городом, где процветал исключительный культ Баала, соперничающий с Олимпийским

и во времена Александра Македонского.


ВАА`ЛА КУЛЬТ, культ божества природных стихий у западных семитов. Слово ба‘ал (в

русской традиции ваал) в семитских языках означает `хозяин`, `владыка`, `супруг`. Оно

применялось также в качестве теофорного элемента в именах собственных, таких как

Эшба‘ал, Мериба‘ал, Иеруба‘ал и других. В сочетании с топонимом термин ба‘ал

обозначал местного бога (Ба‘ал-Хацор, Ба‘ал-Хермон); женская форма этого слова в

аналогичном сочетании означала местную богиню (Ба‘алат-Беер, Ба‘алат-Гвал).


Самостоятельно этот термин выступал как обозначение верховного божества ханаанеев,

основной функцией которого была функция бога погоды. Основой для культа Ваала была

полная зависимость жизни Ханаана от дождей, рассматривавшихся как щедрость Ваала.

Израильтяне были подвержены влиянию культа Ваала еще до прихода в Землю

обетованную. Во время скитаний в пустыне в период Исхода они поклонялись Ба‘ал-

Пеору, вкушали от заупокойных жертв и участвовали в культовых оргиях (Чис. 25:1–11;

Пс. 106:28). Поселение в стране, зависимой от осадков, усилило тяготение к культу Ваала.

О приверженности израильтян к поклонению Ваалу свидетельствуют

протесты пророков против него. Однако в целом в период Первого храма (примерно 950 г.

до н. э. — 586 г. до н. э.) культ Ваала был второстепенным среди евреев и не играл какой-

либо значительной роли.


Лишь во время царя Ахава он приобрел новый статус. Жена Ахава Изевел (Иезавель),

дочь финикийского царя, ввела в столице Израильского царства Самарии культ тирского

Ваала Мелькарта, в результате чего возобновились также служения различным местным

ваалам, которые до того были искоренены или забыты. Аталия (Гофолия), дочь Изевел,

царствовавшая некоторое время в Иудее, пыталась насаждать культ тирского Ваала в

Иерусалиме. После того как Аталия была убита, и на престол вступил Иехоаш (II Ц.

11,12), попытки насаждения культа Ваала в Иудее потерпели неудачу. С тех пор

отправление культа Ваала среди евреев стало редким и окончательно прекратилось после

возвращения из пленения вавилонского.

Источники описания богов:

Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон
Мифологическая энциклопедия
Электронная еврейская энциклопедия

*Книга Джин Болен: Богини в каждой женщине.
**Сайт https://znak-simvol.ru/bogi-i-bogini-lyubvi/
*** Школа К.Е. Меньшиковой

Made on
Tilda